Персональный брендинг как один из способов жить со смыслом: часть пятая “Ценности”

11.01.2012 Автор: Татьяна Жданова, Рубрика: Философия


Разместить ссылку в Twitter Разместить ссылку в Facebook Разместить ссылку в Livejournal Разместить ссылку в Buzz Разместить ссылку в Vkontakte Разместить ссылку в LinkedIn

Новая редакция статьи от 24.02.2013.

“Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Матф.6:21).

«Платон мне друг, но Истина дороже»

«Время – деньги, за которые мы должны купить Вечность» (Хосемария де Балангер)

«Меняю всю свою Уверенность на толику Свободы» ©

Ценности – ключевая вещь и в брендинге, и в жизни. «Организующий элемент». Если представить нашу жизнь огромным лабиринтом с развилками ежеминутного выбора, ценности будут черным и белым ангелами, сидящими на наших плечах и нашептывающими «сверни вправо», «сверни влево». Поэтому, когда мы работаем с ценностями, я прошу клиента вспоминать реальные ситуации сложного выбора, в которых были приняты важные решения. Таким образом, мы узнаем о реальных, а не декларируемых или навязанных  кем-то ценностях.

Что такое «ценности»? Я не люблю словарные определения. Потому как на то мы и homo sapiens, чтобы самостоятельно наделять смыслом слова, размышляя над явлениями и выделяя суть. А вот затем интересно смотреть словари, чтобы увидеть другую трактовку. Подумайте сами, что же это такое – ценности?…………………………………………………………………………………………………………..

Мой смысл понятия «ценности», с которым вы вполне можете не согласиться: ценности – это то, что для Вас важно…  и еще важнее того, что важно.  Это то, ради чего вы идете на конфликт, за что готовы платить – деньгами, временем, комфортом… Впрочем, время, деньги и комфорт – это тоже чьи-то ценности, но, как правило – “второго порядка”. Ценности – это то, что объединяет нас с такими «непохожими» на нас друзьями. И то, что впитывают наши дети, видя наши поступки и реакции. Они проявляются в поступках, языке, манерах – вести переговоры, одеваться, вести машину. Глубинные ценности – это состояния. Они не могут быть хорошими или плохими.

Роль ценностей в персональном брендинге. За годы работы в продажах, маркетинге, брендинге, консалтинге я подтвердила свою догадку о том, что наши самые (лучшие, любимые, вдохновляющие, и как следствие – прибыльные) клиенты, как и наши друзья, совпадают с нами по ценностям. Этот “пул” клиентов можно выделить в “социальную группу” и назвать.  Социальные группы – отдельная тема, одна из самых моих любимых. Когда в 2002-2007 годах я как директор агентства встречалась с описанием клиентской аудитории  брифах и ТЗ, меня всегда раздражали описания целевых аудиторий типа “Активная женщина 30+, горожанка, имеет автомобиль”. Даже нет – не раздражали, а расфокусировывали. Потому что такие вот описания не дают понимания о характере, образе жизни  – а на самом деле о ценностях. Поэтому с 2008 я ввела в свою методику социологическое понятие “социальная группа”. Примеры социальных групп «крутые пацаны», «продвинутые мамочки»…  (правда, так понятнее, с кем имеешь дело?). Затем следует назвать ее, позиционироваться для нее, коммуницировать именно с ней и именно ее расширять. Это значительно облегчает, удешевляет и делает на порядок более результативным ваш маркетинг.  Это происходит оттого, что со «своими» вы говорите на одном языке. Вы для них интуитивно предсказуемы (помните – ценности лежат в основе принятия решений) и потому индекс доверия к вам больше, чем к тем, кто с клиентом по ценностям не совпадает. Вы можете работать и с другими группами, осознавая, что у них другие ценности – а, следовательно, другой образ жизни, авторитеты, “язык”.

Не бывает человека без ценностей, но подавляющее большинство людей (в том числе с высшим образованием :)) свои ценности не осознает. Вот вам небольшая логическая цепочка. Когда вы проявили (осознали, назвали) свои ценности, вы легко принимаете сложные решения, а значит, быстро и осознанно, последовательно продвигаетесь по жизни. Человек, реализующий свои ценности, целостен, поэтому вызывает доверие, и вследствие этого успешен. В его жизни присутствует смысл; он легко сотрудничает с другими людьми, так как ценности редко реализуются в изоляции. Напротив, человек с непроявленными ценностями медлителен и непоследователен в принятии решений, неспособен пойти на осознанный конфликт, ищет компромиссов… его жизнь – застой. По-моему, очевидно, что человек, проявивший свои ценности, сокращает количество хаоса в своей жизни на порядок, и существенно экономит время, которое, как выше сказано – «деньги, за которые мы должны купить Вечность».

Академический брендинг утверждает, что бренд целесообразен тогда, когда между его «носителем» и «аудиторией» есть дистанция. Вот пример из статьи Виктора Тамберга: «Бренд это не сверх-человек, это недо-человек, которого сделала сверх-человеком только наша психика по причине недостатка входящей информации. Бренд существует только там, где есть большой разрыв между персоной и аудиторией. Бренд существует там, где нет возможности составить о человеке мнение через стандартные схемы восприятия. Обратное также справедливо: в повседневной коммуникации брендов нет».

Должна вас предупредить – я проповедую “еретический” аутентичный брендинг, который в отличие от «академического» на близком расстоянии работает – именно потому, что построен на реальных ценностях. У подхода к построению персонального бренда на основе реальных ценностей есть такая полезно-практическая выгода: не нужно «играть», «представляться», «зачищать информацию»  – достаточно просто быть собой. А высвободившиеся время и энергию инвестировать с пользой в самообразование, коммуникации, работу с клиентами.

Как понять, что «вот это мои реальные ценности»? Во-первых, не работайте со своими ценностями в одиночку. Вам нужны “уши”. Лучше работать с профессионалами – коучем, психологом, иначе вы не сможете дойти для реальных и глубинных ценностей. И – будьте честны, следите за своим душевным состоянием, и даже за телом – оно даст знать.  Помните «принцессу на горошине»?   Есть ценности, «воспринятые» от окружения – семьи, одноклассников, друзей, корпорации, сообщества, «тренера». Вам может казаться, что они ваши – пока «не прижмет». Реальные ценности проявляются «в крайних точках»:  когда вам трудно – страшно, плотный график, безденежье или внезапное богатство, успех, нездоровье,  конфликт… и тут все очень тонко. Не всегда «некрасиво себя  ведущий» человек руководствуется «плохими» ценностями. И не всегда видимо-благородные поступки продиктованы «хорошими».   Бывает, что система собственных ценностей «как-бы» заменяется системой, принятой в определенной религии. Человек внутренне трезвый вскоре видит «две большие разницы» между, например, христианскими верой, надеждой и любовью и собственными «важностями», проявляющимися через поступки, которые говорят о другом: о ценности комфорта, о важности мнения других, безопасности… Одних это побуждает к работе над собой, других – к поиску более «удобных» религий, третьих – к ложному смирению.

Принято считать, что ценности – это хорошо. Наверное, ценности не хороши и не плохи. Наверное, их система – результат именно вашей жизни, совокупность ваших выборов. Вы совершенно точно можете осознавать, оценивать, изменять свои ценности – собственно, это и есть одно из самых достойных и продуктивных занятий Человека. Это и есть духовное взросление (мне кажется неуместным слово «рост» в сочетании с прилагательным «духовный»).  Хорошими или плохими можно считать (с натяжкой) стратегии и поступки, которые «случаются» в результате осознанных или неосознанных решений, принятых на основе ценностей .

Как понять, что это именно ценность, а не что-то иное? Действительно, ценности часто путают со «стратегиями», которые находятся на уровень «ниже» в пирамиде логических уровней (см.часть 1 этой серии статей). Более того, одно и то же слово может быть и ценностью, и стратегией. Например, «порядок» как ценность означает, что человеку настолько важен порядок, что без него он не мыслит жизни; его раздражает, дезориентирует отсутствие порядка; он готов платить за порядок деньгами или временем. «Порядок» на уровне стратегий означает, что это не более чем способ действия, стиль коммуникации, устойчивый сценарий (без мании) или просто привычка. Часто бывает, что в ходе взросления личности ценность переходит в ранг стратегии.

Меняются ли ценности в течение жизни? Уверена, что меняются, и вижу много подтверждений этому убеждению. Ценности меняются в поддерживающем их окружении. Об этом говорит древняя мудрость “С преподобными преподобен будешь, с развращенными развратишься”. Об этом очень хорошо, «вкусно» и обоснованно можно почитать в Теории Спиральной Динамики, которая становится все более авторитетной и практичной.

Каково влияние семьи, окружения?
Несомненно, влияние есть. В какой-то мере среда, окружение формирует вашу систему ценностей, а ваша система ценностей – ваши сценарии поведения и вашу картину мира . Именно «в какой-то мере», и эта мера зависит от уровня вашей осознанности.  В «книжках про успех» написано: «общайтесь с правильными людьми». И пока все хорошо, студент какой-нибудь «академии успеха» поступает «как в книжке». Но в критической ситуации скатывается к реальным сценариям, не в силах следовать новым.  Почему? Думаю, что причина в том, что время «новых» ценностей приходит только тогда, когда «старые» реализуются, или через серьезный личностный кризис.  То есть, чтобы прийти к ценностям согласия и гармонии, нужно сначала «заработать свой миллион», от души порадоваться этому факту и только потом захотеть чего-то большего. Или заработать 100 000, или 2 000 000, потерять семью, друзей, здоровье, смысл жизни… разувериться полностью в старых ценностях, искать и найти новые. У каждого свой путь. Примечание из 2013 года – на эту тему у меня есть отдельная статья “Кризис идентичности”

«Ну я узнал(ла) свои ценности – что   дальше?» Ценности  – это то, что следует реализовывать своей жизнью. Осознавать, называть и реализовывать – и только  после этого вам откроются более глубинные слои, и еще более глубинные, которые по сути являются состояниями. Любовь, доверие, свобода – примеры таких ценностей-состояний. Реализация ценностей более естественна, и более «окупается», чем «самореализация», под которой подразумевается реализация «талантов».
Есть мнение, что мы всегда реализуем свои ценности. Возможно. Сейчас мне близка мысль о том, что если принять, что «да, всегда» – то с оговоркой, что довольно часто реализация неосознанных ценностей происходит в извращенном виде. Не осознавая своих ценностей, мы расходуем силы в «позиционной» борьбе, которая решается либо «победой» одной из сторон, либо не устраивающим никого компромиссом. К слову, осознание ценностной «подоплеки» позиций конфликтующих сторон позволит извлекать огромную пользу («над»-решение, переход на новый уровень зрелости, укрепление отношений…) практически из любого конфликта. И это отдельная большая тема.

Так что – просто реализуй: ценишь власть – учись влиять и влияй; ценишь порядок – приведи в порядок свою жизнь; ценишь деньги – зарабатывай; ценишь согласие – живи в согласии; игру – играй; любовь – люби. Видите  – это настоящая жизнь, полная смысла и радости в процессе и результате; вне зависимости от того, одобряет ли общество твои ценности.  В каком контексте их реализовать – решать тебе. Бизнес, корпоративный мир, семья, друзья, политика, общественная деятельность или все вместе – масштаб задают ваши амбиции. Рискну посоветовать не ограничиваться «малым миром» – в «большом» больше драйва. В отношении персонального брендинга – какие бы вызовы и вопросы не предлагал тебе рынок, клиенты, ситуация – поступай в согласии со своими ценностями. Это обеспечит предсказуемость (в хорошем смысле), последовательность, которая обеспечит доверие рынка.

… В следующей части мы рассмотрим «Стратегии и тактики» персонального брендинга – сразу 2 уровня, так как они тесно взаимосвязаны. Если вам интересно продолжение – канал RSS-подписки можно найти в верхнем левом углу блога под логотипом Brandhouse.

Подборка статей по теме:
Разместить ссылку в Twitter Разместить ссылку в Facebook Разместить ссылку в Livejournal Разместить ссылку в Buzz Разместить ссылку в Vkontakte Разместить ссылку в LinkedIn

Разрешается перепечатка статьи, при указании ссылки:
http://www.blog.brandhouse.com.ua/philosophy/personalnyj-brending-cennosti.html
в качестве первоисточника, без редиректа и запрещающих индексацию тегов.


Оставить комментарий: