Персональный брендинг как один из способов жить со смыслом, часть 2. Самореализация – цель или результат?

04.07.2011 Автор: Татьяна Жданова, Рубрика: Философия


Разместить ссылку в Twitter Разместить ссылку в Facebook Разместить ссылку в Livejournal Разместить ссылку в Buzz Разместить ссылку в Vkontakte Разместить ссылку в LinkedIn

Самореализация. На вершину пирамиды потребностей Абрахама Маслоу, которая знакома всем, кто имеет высшее образование,  водружена Госпожа Самореализация. Позвольте не согласиться по двум причинам.

Во-первых, вот уже лет 30 в распоряжении человечества есть более продвинутая парадигма – «Теория спиральной динамики» (далее ТСД, или просто СД), основоположником которой является Клэр Грейвз. Это тщательно проработанная, более сложная и практичная парадигма, которая применима к человеку, организации, социальным образованиям; и «сведущими людьми» применяется в жизни, бизнесе, экономике, политике и т.д.  Согласно ТСД, человек руководствуется не потребностями, а ценностями. Восемь эволюционирующих систем ценностей вместо одной пирамидки потребностей. Вернемся к вопросу, “кому показан персональный брендинг”. Как правило, персональным брендингом  начинают слабо интересоваться «синие» (ценность «правил»), наиболее эта тема выгодна и, как следствие интересна «оранжевым» (ценность успеха). Для  проактивных «зеленых» (ценность согласия, и прежде всего с самим собой) это уже потребность, часто не осознаваемая. А для «желтых» (ценность эффективности)  – уже свершившийся факт.  Подробнее о Спиральной Динамике можно прочитать здесь , здесь и здесь

Во-вторых, стремление к самореализации – это ментальная ловушка. Осознавая, что я не являюсь большим авторитетом в области самореализации, приведу слова Виктора Франкла[1], который как никто другой имеет право на собственное мнение по этому поводу: «Насколько соблазнительны популярные разговоры о самоосуществлении и самореализации человека! Как будто человек предназначен лишь для того, чтобы удовлетворять свои собственные потребности или же себя самого. Поскольку самоосуществление и самореализация вообще важны для человеческого бытия, они достижимы лишь как результат, но не как интенция. Лишь в той мере, в какой мы забываем себя, отдаем себя, жертвуем себя миру, тем его задачам и требованиям, которыми пронизана наша жизнь, лишь в той мере, в какой нам есть дело до мира и предметов вне нас, а не только до нас самих и наших собственных потребностей, лишь в той мере, в какой мы выполняем задачи и требования, осуществляем смысл и реализуем ценности, мы осуществляем и реализуем также самих себя. … Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир. Другими словами: существование, которое имеет целью не логос, а самое себя, не попадает в цель»

Помните разговор о деньгах в первой части статьи? Та же логика: если делать деньги Целью, они будут доставаться вам слишком дорого – ценой потери смысла, ценой постоянной тревоги (помните евангельское «где богатство ваше, там и сердце ваше будет»), ценой потери себя…  там много неприятного, на этом пути. Пусть деньги будут Результатом того, что вы нужны, что реализуете свое предназначение, свой Смысл, а не самое себя. То же самое и с самореализацией. Разница в объекте и в расстановке акцентов «цель – результат». При самореализации объект – ваши таланты и желания; при реализации предназначения объект – другие люди – те, кому вы нужны. Если делать самореализацию целью, получите букет неврозов; если она станет естественным результатом служения людям – полноту жизни, радость, здоровье… да там много приятного, на Этом пути.

Для простоты восприятия – вот вам очередная табличка.

Объект Цель Результат
Самореализация в жизни как цель Мои таланты,  мои способности, мои связи… «Получить блага», «достичь успеха» Успех и блага ценой потери смысла
Самореализация в профессии как цель Работа, проект, бизнес Заработать денег, победить Заработаете, победите ценой потери смысла
Цель – реализация предназначение, миссия, ценностей; самореализация как результат Те, кому я нужен Сотрудничество, сотворчество, помощь другим Смысл, радость, самореализация, материальные и нематериальные блага
То же самое в Профессии Люди, клиенты Быть нужным, полезным Смысл, радость, самореализация, материальные и нематериальные блага

[1] Виктор Франкл, «Человек в поисках смысла»

P.S. Если то, что здесь публикуется, Вам интересно, и Вы хотите получать новые заметки на свой почтовый ящик – введите свой мейл в верхнем левом углу страницы (там где “RSS вам на Email), и нажмите ОК

Подборка статей по теме:
Разместить ссылку в Twitter Разместить ссылку в Facebook Разместить ссылку в Livejournal Разместить ссылку в Buzz Разместить ссылку в Vkontakte Разместить ссылку в LinkedIn

Разрешается перепечатка статьи, при указании ссылки:
http://www.blog.brandhouse.com.ua/philosophy/2-samorealizaciya.html
в качестве первоисточника, без редиректа и запрещающих индексацию тегов.


Оставить комментарий: